А подняться по ступенькам под силу не каждому.
Пару лет назад в Актобе появились надземные переходы. Сооружения, предназначенные по своей сути для того, что люди не мешали автомобилям ездить быстро и без помех, не притормаживая перед традиционной «зеброй» и не создавая пробок на дорогах.
У нас в городе таких переходов три. Два из них расположены на проспекте Алии Молдагуловой и были возведены за счет бюджета. Стоимость каждого – 60 млн тенге. Последний, стоимостью 13 млн тенге, был подарен городу местным предпринимателем. Как известно горожанам, презент сконструировали и установили в 12-м микрорайоне.
Надземный переход, что в районе ДСК, был торжественно открыт в 2018 году. Мы решили проверить, пользуются ли им горожане спустя два года, и в каком состоянии сейчас это дорогостоящее сооружение.
Над одной из центральных артерий Актобе возвышается с виду невзрачная конструкция. Пол внутри нее выложен плиткой, которая уже сейчас кое-где отбита, а местами и вовсе отпала. Пандусы для горожан с ограниченными возможностями, а также для мамочек с колясками имеются, вот только они (как, впрочем и практически везде) с настолько крутым углом наклона, что взобраться по нему практически невозможно.
К слову, для инвалидов в надземном переходе имеется лифт. Воспользоваться им можно, позвонив оператору, а тот, в свою очередь, по видеокамере должен определить состояние здоровья человека.
То есть, если человек в инвалидной коляске, то милости просим. Если же на своих ногах – извольте подняться самостоятельно. Это подтверждают сотрудники городского отдела ЖКХ, на баланс которого и переданы надземные переходы.
- Если это не инвалид, соответственно, лифт не будет работать однозначно, - говорит заместитель руководителя отдела ЖКХ Руслан Торегали. - Это будет хоть слепой или глухой человек, диспетчер будет пускать только человека в коляске. Диспетчер же не видит, зрячий это человек или незрячий. Это подъемник только для инвалидов, то есть для колясочников.
Переход в 12-м микрорайоне, который был подарен городу, вообще не имеет ни лифтов, ни пандусов. А лифт во втором надземном переходе по проспекту Алии Молдагуловой, до сих пор не введен в эксплуатацию.
- В планах было запустить его в прошлом году, но в связи с финансовыми затруднениями не смогли успеть вовремя, - говорит инспектор отдела ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог Навои Амирбеков. - Затем планы сдвинулись на весну этого года, но не успели в срок, т.к. лифт сломали механическим путем во время строительства. Запчасти в Казахстане мы не производим, а из-за карантина извне достать не смогли. Мы подали на подрядную организацию в суд, сейчас идут разбирательства. Она должна предоставить госакт, декларацию и заключение технического надзора. На сегодняшний день пешеходный переход в полной готовности. Как только все предоставят, лифт будет запущен. Пока что люди могут переходить по лестнице.
Между тем, планируется построить в ближайшем будущем такие же надземные переходы в районе «Актобе Ажары» и «Өнер орталығы». По мнению специалистов отдела ЖКХ, переходы справляются со своими задачами по снижению заторов на дорогах.
«Для здорового человека проблемы пересечь улицу нет»
Своим мнением, насколько эффективны и доступны эти переходы для актюбинцев, причем как для здоровых, так и для и маломобильных, поделился архитектор Нурлан Буранбаев.
- Начнем с того, что краеугольный камень вопроса - для кого город? Для автомобилистов или для пешеходов? – рассуждает Нурлан Буранбаев. - Есть такие улицы, на которых движение более интенсивное. Там имеет смысл располагать надземные или подземные переходы. Но опять же, в каком виде они должны быть? От подземных мы отказались, потому что у нас очень много магистралей под землей: отопление, канализация и тому подобное, это сопряжено с огромными финансовыми затратами. Потом появилась идея воздушных переходов, которые, несомненно, влияют на внешний облик города. Снаружи они очень тяжело выглядят. Я считаю, на магистральных улицах они оправданы, ведь магистральные улицы - это те, что связывают разные части города, например, Абилкайыр хана, Молдагуловой, Санкибай батыра и Нокина. В первую очередь, это архитектурное сооружение, которое должно быть красивым и легким для восприятия. Есть смысл сделать переход открытым, хотя бы поставить прозрачные окна, чтобы человек получал хоть какое-то наслаждение от вида окружающей среды. На самом деле визуальные ориентиры необходимы, ведь без них, получается, что проходишь по какому-то туннелю. Если говорить об удобности, то для здорового человека проблем пересечь улицу в наших переходах не будет. Для инвалидов внутри сделали направляющие (пандусы. - Авт.), но уклоны на них не соответствуют для подъема на коляске. Если лифты работают, то вопрос может быть снят.
Корреспондент АТ напомнил архитектору, что лифты, как говорят представители отдела ЖКХ, на «надземках» работают только для инвалидов-колясочников.
- Это, конечно, глупость! – возмущается Нурлан Буранбаев. – Ну, пришел человек, чего там убеждаться? Здоровый человек не поедет просто так кататься на лифте. Если человек с артритом не на коляске, почему он не может им воспользоваться? У меня мама - пожилой человек, ей по ровной поверхности ходить тяжело, для нее это будет огромнейшее испытание подняться, а потом же еще спуститься надо. Однозначно, гидроподъёмники должны быть абсолютно свободными для всех людей! Даже молодой человек может иметь какое-нибудь недомогание. Сейчас таких много. А вдруг сердце прихватит?
По мнению Нурлана Буранбаева, такая ситуация может провоцировать людей нарушать закон и переходить по старинке, либо же им придется тратить много времени и добираться до ближайших обычных пешеходных переходов.
В 2013 году группой независимых волонтеров в Москве было проведено исследование с целью узнать, как пешеходы используют надземные переходы. Расположение перехода на одной из улиц Москвы аналогично тому переходу, что стоит на ДСК у нас в Актобе: по обе стороны находятся остановки для автобусов. Авторы исследования отметили, что надземный переход, который виден издалека, создает ложное представление, что этот участок свободен от пешеходов, и, следовательно, нет смысла сбрасывать скорость и сохранять внимательность. Сам переход, как и наши, имеет 4 лестничных марша. Приходится затрачивать много времени на подъем, а потом еще и на спуск. Волонтеры не обошли вниманием и вопросы эстетики. По их мнению, внутренняя отделка оставляла желать лучшего - она была такой же непрозрачной, как и у нас, а это, как пишут исследователи, снижает чувство безопасности пешеходов. И, конечно же, есть проблемы с пандусами, у которых выявили несоответствие углов со строительными нормами. Ближайший переход со светофором находился на расстоянии около 200 метров от «надземки».
В результате их наблюдений, вышеперечисленные факторы влияют на поведение пешеходов, предрасположенных нарушать ПДД. Половина пешеходов просто перебегала по проезжей части. Также было обнаружено, что среди нарушителей немало пенсионеров, которые, казалось бы, должны быть наиболее острожными в вопросах безопасного движения.
Как мы пытались на лифте подняться
Во вторник, 11 августа, корреспондент АТ вместе с руководителем специализированной организации по формированию доступной среды Шаханом Жулдасбаевым пытались перейти надземные переходы в районе остановки «Алия» и «Ибатова» (ДСК).
Шахан Жулдасбаев сам является инвалидом и передвигается на коляске. Чтобы добраться до надземного перехода около «Алии» необходимо преодолеть некоторые препятствия: крутые спуски по дорожкам, неровную поверхность брусчатки, высокие бордюры. Все это вынудило Шахана часть пути проехать по обочине автомобильной дороги.
Напомним, что переход тут такой же, как и на ДСК, только нет видеокамер, лифт не работает, в шахте лежит строительный мусор.
Внутри самого перехода грязно, стены исписаны. На лифте мы поехать не смогли, а пандусами воспользоваться не решились.
- Когда была сдача этого объекта, эти направляющие (пандусы) для родителей с колясками подвергались критике, - говорит Шахан Жулдысбаев. - Ни одна здравомыслящая мама сюда ребенка закатывать не будет, это просто экстремально - угол наклона не тот. Да и не каждая коляска попадет в эти пазы, ведь ширина разная бывает. По-хорошему, сюда четыре человека нужно будет, чтобы такого же, как я, закатить. А если мы говорим о детской коляске, то это довольно спортивного телосложения должен быть человек, чтобы завезти ее сюда.
Так, не рискнув пересечь улицу в этом районе, мы отправились проверить переход на ДСК. Два года назад мой собеседник проверял этот переход вместе с занимавшим тогда пост акима города Ильясом Испановым. Он поднялся на лифте с одной стороны, а опуститься с другой уже не смог - лифт подвел. По словам Шахана, ему все же удалось застать время, когда лифт с обеих сторон работал исправно.
Теперь мы, спустя несколько лет, вновь пришли вновь попробовать подняться на нем. В лифте было треснутое стекло, а вот камеры, которая должна была проверить, инвалиды мы и нет, и можно ли нам пользоваться подъёмником, не было.
Чтобы лифт открыли, пришлось позвонить оператору, но даже тогда мы не смогли уехать, ведь подъёмник был неисправен. Нам отправили мастера, который попытался его наладить, но на месте ничего починить не удалось.
- Как давно не работает лифт? - спрашивает у оператора Шахан.
- Как карантин начался, где-то с весны им и не пользовались, - призналась девушка-диспетчер. - Вы наш номер сохраните и заранее нас предупреждайте, я буду вам лифтера отправлять, чтобы таких заминок не возникало.
Видимо, всем актюбинцам, которые желают воспользоваться лифтом, надо заранее предупреждать о своих намерениях?
К слову, диспетчер нам пообещала, что подъёмник в скором времени отремонтируют, и он будет доступен не только инвалидам, но мамочкам с колясками.
Вот такие проблемы имеются у актюбинских надземных переходов. Примут ли их во внимание перед тем, как строить переходы в других районах, пока остается под вопросом.
источник